В последнее время, особенно очевидным это стало после введения санкций в отношении России, власти Казахстана стремятся сделать республику узловым транзитным хабом на Евразийском континенте. Для этого, в частности, основной акцент они делают на цифровизацию транспортной отрасли. В Министерстве транспорта Казахстана рассказали, какие уже шаги сделаны в данном направлении.
Отметим: через Казахстан проходит сразу несколько логистических путей, развитие которых является важным для многих стран континента. В их числе — Транскаспийский маршрут, позволяющий перевозить грузы между Китаем и ЕС в обход России, и транспортный коридор «Север-Юг», который обеспечивает выход России к иранским портам и в условиях санкций стал одним из основных вариантов для доставки необходимых товаров в страну.
Таким образом, у Казахстана действительно есть все основания для того, чтобы претендовать на роль узлового транзитного хаба.
Чтобы добиться этой цели, власти республики главный акцент делают на цифровизацию транспортной отрасли. Так, в частности, сейчас Министерство транспорта разрабатывает подробную карту цифровой трансформации на пятилетний период и ведет реинжиниринг функций и бизнес-процессов транспортной отрасли с учетом существующих и новых технологий в IT-сфере.
Как подчеркивают в ведомстве, цифровизация отрасли прежде всего должна обеспечить быстрый обмен информацией между участниками перевозки и контрольно-надзорными органами, в том числе с помощью оформления перевозочных документов в электронном виде.
Что уже сделано?
Буквально совсем недавно Казахстан перешел на обмен и выдачу электронных иностранных бланков разрешений в автомобильных грузоперевозках с Узбекистаном, напоминают в Министерстве транспорта. В блишайжее время этот опыт планируют распространить на перевозки с Китаем и Турцией. По крайней мере, как подчеркивают в ведомстве, устная договоренность с правительствами этих стран уже имеется.
В плане организации мультимодальных грузовых перевозок идет работа по обеспечению «бесшовного» транзита посредством внедрения единой цифровой платформы. Сейчас власти республики подробно изучают международный опыт, начато тесное сотрудничество с ОАЭ и Сингапуром.
При этом зимой прошлого года на двух железнодорожных маршрутах Казахстана уже было проведено тестирование грузовой мультимодальной платформы Tez Customs, разработанной АО «НК «КТЖ» в сотрудничестве с сингапурской PSA.
Эксперимент, в частности, показал возможность автоматической регистрации и автовыпуска транзитной декларации при «сквозном» транзите в третьи страны. Как уточнили в Министерстве транспорта, к пилотному проекту уже подключились Азербайджан, Грузия и многие китайские логистические платформы.
Одновременно ведомство продолжает работу по созданию национальной интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая объединит существующие информационные системы, аппаратно-программные комплексы и планируемые к внедрению цифровые проекты.
Внедрение такой системы, с помощью которой можно будет обрабатывать большие объемы данных, вести соответствующий мониторинг и аналитику, позволит принимать качественные управленческие решения, повысит безопасность дорожного движения и приблизит переход на автоматизированный транспортный контроль, поясняют в министерстве.
В настоящее время профильные ведомства разрабатывают подробную техническую документацию на создание ИТС. Но уже в текущем году все необходимые документы должны утвердить с тем, чтобы начать фактическую реализацию проекта.
На первом этапе система охватит автомобильные перевозки, однако затем к ней поэтапно подключат и другие виды транспорта.
Так, в частности, концепцией развития транспортно-логистической платформы предусмотрено объединение «Единой системы управления транспортными документами» (автомобильный транспорт), «Системы e-Freight» (грузовые авиационные перевозки), «Системы управления движением судов» и «АСУ ДКР» (железнодорожные перевозки).
Добавим также, что с целью развития Транскаспийского маршрута в этом году было подписано соглашение с Турцией, предусматривающее в том числе внедрение единого цифрового документа на всем пути перевозки независимо от вида транспорта. На данный момент соглашение проходит этап ратификации в двух государствах.
Источник: trans.ru