Казахстан, г. Алматы,
пр. Абая, 76/109, оф. 429

Оформить
заявку

Заказать
звонок

Казахстан намерен укреплять свою роль транзитера между Азией и Европой

20 мая 2022

Казахстан намерен укреплять свою роль транзитера - b-company.kzЧерез республику сейчас проходит 11 различных маршрутов. В первую очередь это направления между Европой и Западным Китаем, а также сообщения, связанные с МТК Север – Юг.

Между западом и востоком

В последнее время представители Казахстана активизировали контакты с иранской стороной по совместным транспортным проектам. Как сообщил на вебинаре «Перспективы ведения бизнеса в Средней Азии» гендиректор АО «Центр развития торговой политики QazTrade Азамат Аскарулы, речь, в частности, идет о взятии в аренду или строительстве в будущем терминалов на юге Ирана. Рассматриваются прежде всего порты Бендер-Аббас и Чахбехар. Кроме того, у стран налажены маршруты через Каспийское море – с иранскими портами Амирабад и Энзели. Через них также целесообразно усиливать транспортные связи.

Кроме того, Казахстан заинтересован в развитии турецкого направления. Страна планирует развивать перевозки через Северный Иран в Турцию и далее на южные страны Европы. А турецкий порт Мерсин, где действуют крупные элеваторы, может служить для увеличения экспорта зерна и муки в государства Средиземноморья.

Для обеспечения роста транзита в направлении европейских стран дополнительное значение приобретает грузинский порт Батуми, где казахский бизнес имеет контейнерные мощности и нефтеналивной терминал (находится в собственности «КазТрансОйл»). Стоит сказать, что соседний порт Поти, в котором работают Maersk и APM Terminals, в новых геополитических реалиях расширяет сеть маршрутов по доставке контейнеров. В течение года там планируется увеличить мощности перевалки с 700 тыс. TEU до 1,2 млн TEU ежегодно.

Не остаются без внимания и восточные соседи Казахстана. Грандиозный замысел связан с организацией сквозного железнодорожного сообщения с Узбекистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией.

«Есть уже желание Всемирного банка финансировать ТЭО этого проекта. Думаю, если стабильная обстановка в Афганистане сохранится, у нас будет положен отдельный железнодорожный маршрут», – сказал глава QazTrade.

При этом Китай по-прежнему остается стратегическим партнером Казахстана (как уточнил А. Аскарулы, примерно 70–75% сухопутного транзита между КНР и Европой проходило через республику; всего в 2021 году через Казахстан проследовало 1,2 млн TEU). При участии «Казахстан темир жолы» в китайском порту Ляньюньган построен контейнерный терминал, откуда доставить груз до Алматы возможно за 7–8 дней. В свою очередь, у этого порта есть фидерные линии с Южной Кореей, и в будущем может появиться сервис с Японией.

Догнать и перегнать

Безусловно, чтобы в полной мере реализовать транзитный потенциал, Казахстану необходимо модернизировать свою инфраструктуру. В настоящее время перспективным проектом является строительство вторых путей и электрификация железнодорожного участка Достык – Мойынты протяженностью 833 км. Это необходимо для увеличения внешнеторгового трафика с Китаем.

В планах – создание железной дороги Дарбаза – Мактаарал протяженностью 115 км, которая позволит обеспечить выход на Узбекистан, разгрузив пункт пропуска Сарыагаш, исчерпавший пропускную способность. За счет проекта увеличится прием/передача на узбекскую сторону с 26 до 50 поездов в сутки.

Еще одна планируемая стройка связана с организацией 73-километрового обхода вокруг железнодорожного узла Алматы. Это позволит переключить транзитный грузопоток на более короткий маршрут. Время доставки грузов может сократиться на сутки.

Между тем стране необходимо решать задачи и с автомобильными перевозками. По данным замдиректора Координационного совета по логистике Василия Демина, если в России насчитывается 3,7 млн ед. грузового транспорта, то в Казахстане – 446,5 тыс. Хотя территория РФ более протяженная и больше проживает людей, по количеству транспортных средств на душу населения республика пока недотягивает до России.

О том, что Казахстану не хватает транспортных компаний и логистических операторов, говорит директор по логистике Sulpak Алексей Коломиец. Это относится и к внутренним перевозкам. По словам менеджера, в отличие от России, в Казахстане практически не предоставляются такие сервисы, как LTL, кросс-док, качественная «последняя миля» с мониторингом статуса доставки и т. д. Отсюда достаточно перспективным видится сотрудничество с российскими транспортно-логистическими компаниями.

Мультимодальная перевозка В Алматы

Источник: rzd-partner.ru


Вернуться на уровень выше