Структура перевозок в группах вагонов или в отдельных вагонах в отличие от перевозок маршрутными отправительскими поездами (маршруты и челночный проезд) отличается в технологическом и организационном аспектах большей сложностью из-за:
- случайности и разновидности грузов, заявляемых к перевозке,
- рассеяния точек погрузочных и разгрузочных пунктов,
- большого количества территориальных технологических объектов, т.е. сортировочных станций и технических станций с различным оснащением и производственной мощностью.
Соответствующие принципы организации перевозок повагонных отправок должны обеспечивать:
- Короткие сроки поставки грузов.
- Своевременность поставки грузов.
- Технологическую сплоченность процессов перевозки и обслуживания погрузочными пунктами с процессами производства, складирования и дистрибуции обслуживаемого железной дорогой предприятия.
- Гибкое реагирование на величины и структуру спроса на транспортные услуги, меняющиеся по времени и в пространстве.
- Минимальный объем маневровых операций на технических станциях – маневровых станциях за счет ограничения количества технических станций, через которые вынуждены проходить вагоны на пути следования.
Удовлетворение перечисленным требованиям позволяет свести к минимуму себестоимость перевозки грузов, за счет чего растёт привлекательность железнодорожных перевозок.
Организационно – технологические условия, которыми характеризуется железнодорожный транспорт, обуславливают такую концентрацию вагонных групп, которая позволит образовать грузопотоки, реализация (перевозка) которых будет возможна в виде маршрутных поездов. Зачастую на железной дороге применяется двухуровневая иерархическая структура концентрации вагонопотоков:
- первый уровень – маневровые станции, как точки концентрации местного характера, в которых образующиеся вагонопотоки не всегда достаточно большие для того, чтобы обеспечить организацию перевозок маршрутным поездом. В таких ситуациях обоснованным является образование точек концентрации второго уровня.
- второй уровень – сортировочные станции, являющиеся точками региональной концентрации, в которые вагоны с грузами из различных направлений поставляются поездами, отправленными с маневровых станций (первый уровень).
Созданная таким образом структура приводит к:
- концентрации маневровой работы на меньшем количестве сортировочных станций,
- образование настолько больших вагонопотоков в результате концентрации на втором уровне, что обоснованным становиться запуск поездов в прямом сообщении между сортировочными станциями,
- сосредоточение значительной части групп вагонов, образующих потоки на главных направлениях между точками концентрации/ деконцентрации,
- уменьшение нагрузки на станции первого уровня, т.е. сортировочные; часть вагонов перевозится прямо из маневровой станции отправления на маневровую станцию назначения.
Отрицательной чертой данной иерархической структуры является удлинение пути следования грузов. В случае прохождения вагонов через станции второго уровня требуются перевозки в сообщении между станцией отправления, на которой формируется группа вагонов, → маневровой станцией отправления → сортировочной станцией отправления → сортировочной станцией → маневровой станцией назначения → станцией назначения, на которой расформировывается группа вагонов (эксплуатационный путь перевозки), в то время как по-настоящему кратчайший путь перевозки в сообщении между станцией отправления → станцией назначения может быть значительно короче.
Это имеет особое значение в условиях свободного рынка, где железнодорожный транспорт конкурирует с автомобильным транспортом. Данная ситуация требует обеспечения высоких стандартов предоставляемых услуг, в том числе, на что было обращено внимание и раньше, – более коротких сроков поставки грузов.
Другим видом организации концентрации/деконцентрации групп вагонов является трёхуровневая структура. Помимо уровней маневровых станций и сортировочных станций вводится промежуточный уровень – станция обслуживания региона (СОР). Преимуществом данной структуры является:
- уменьшение нагрузки на главные сортировочные станции, так как вагонопотоки формируются в прямые поезда на станциях обслуживания региона, сокращение эксплуатационного пути перевозки по сравнению с путём, проходимым при двухуровневой структуре;
- прямые поезда, формируемые на станции обслуживания региона отправления (СОР), направляются, минуя сортировочные станции отправления, на станции назначения.
Главным недостатком является более низкая степень концентрации маневровой работы.
Повагонная перевозка в Алматы
Источник: 1430mm.ru